Конституциярф опека и попечительство

Содержание
  1. Как поправки к Конституции повлияют на жизнь детей: разбор с экспертами
  2. Статья 67.1
  3. Статья 72
  4. К чему на практике приведет появление этих новых норм?
  5. Опека и попечительство – формы семейного устройства в России
  6. Законодательное регулирование
  7. Что такое опека
  8. Что такое опекунство
  9. Кто может стать опекуном
  10. Как стать опекуном
  11. Попечительство
  12. Усыновление
  13. В чем разница между усыновлением и опекунством
  14. Приемная семья
  15. Гостевая семья
  16. Патронат
  17. Детский дом семейного типа
  18. В госдуму внесен законопроект об ограничении внесудебного изъятия детей из семьи
  19. Закон на защите семьи
  20. В приоритете – семья
  21. Голосование по конституции
  22. Права и обязанности опекуна несовершенно летнего ребенка
  23. Права опекунов и попечителей в соответствии с законодательством
  24. Права и обязанности попечителей в соответствии с семейным законодательством
  25. Обязанности опекунов и попечителей
  26. Особенности отказа от опекунства
  27. Льготы
  28. Федеральный закон об опеке и попечительстве
  29. Задача документа
  30. Возлагаемые полномочия
  31. Закон об опекунстве
  32. Над детьми
  33. Над пожилым человеком
  34. Над недееспособным
  35. Порядок оформления
  36. Перечень документов
  37. Отличие опеки от попечительства

Как поправки к Конституции повлияют на жизнь детей: разбор с экспертами

Конституциярф опека и попечительство

Среди поправок к Конституции, по которым россияне проголосуют 1 июля, есть и статьи, направленные на социальную политику в отношении детей. Вместе с экспертами разбираемся, как поправки коснутся детей и института семьи, какую роль будет играть материнский капитал и к чему на практике приведет появление новых норм.

Статья 67.1

Первая поправка, направленная на социальную политику в отношении детей, звучит так: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации.

Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения». Все это будет прописано в статье 67.1 Конституции РФ. Что это значит?

«Дети провозглашаются важнейшим приоритетом государственной политики России. Также подчеркивается, что государство в случае, если ребенок остается без попечения родителей, берет на себя их обязанности. Это очень важный момент.

Из этой формулировки следует и повышение контроля за ситуацией в детских домах, интернатах, приемных семьях.

Государство берет на себя и обязанность по обеспечению достойных условий воспитания детей в семьях», – поясняет адвокат, председатель коллеги адвокатов «Сулим и партнеры» Ольга Сулим.

По словам политолога, руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов Олега Иванова, вокруг формулировки этой поправки было немало споров. В первоначальной редакции дети были объявлены достоянием Российской Федерации.

Однако более 100 родительских организаций по стране подписали обращение к президенту против такой формулировки.

По их мнению, в этом случае дети являются собственностью государства, а родители лишь оказывают государству услуги по воспитанию детей, что открывает зеленый коридор для ювенальной юстиции.

«Конечно, с юридической точки зрения это довольно вольная трактовка нормы, однако, учитывая общественный резонанс, ее справедливо решили скорректировать.

В дальнейшем также рассматривалась формулировка, что дети – важнейшая ценность государства, но и от нее в итоге отказались, чтобы не ставить детей в центр семьи в ущерб родителям – опять же, на этом основана система ювенальной юстиции.

Все же высшая ценность для государства – это семья как ячейка общества, а не ребенок как отдельная единица. В итоге согласились с вариантом, предложенным Павлом Крашенинниковым: дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

Это грамотная формулировка, которая, с одной стороны, подчеркивает важность детей для государственной политики, а с другой – не предполагает стороннее вмешательство в семейную жизнь», – отмечает Олег Иванов.

Также в этом пункте говорится, что «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим».

Как считает Олег Иванов, это важная норма, своего рода замена идеологическому вакууму, образовавшемуся в Конституции (и в стране в целом) после распада СССР.

Эти пустоты успели заполнить идеологемы, противоречащие нашим историческим, культурным и иным традициям.

«Поэтому считаю очень важным, что мы прописываем в Конституции курс на такие вечные и непреходящие ценности, как воспитание в детях патриотизма и уважения к старшим.

Пункт четвертый также содержит положение о том, что государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Эту норму пытались закрепить и ранее, как в Семейном кодексе, так и в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве в Российской Федерации», но безуспешно, в том числе и в связи с отсутствием соответствующей формулировки в Конституции», – комментирует Олег Иванов.

Здесь же установлено важное положение, о котором говорилось ранее – что государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Как считает старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса университета «Синергия» Александр Алексеев, такое положение следует трактовать более обширно и понимать под детьми, оставшимися без попечения, не только детей, родители которых лишены родительских прав, но и сирот.

Это положение потребует серьезного изменения действующего законодательства, которое регулирует устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

«В настоящее время приоритетом устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются семейные формы воспитания. Однако конституционное закрепление роли государства как родителя по отношению к таким детям может серьезно повлиять на сложившийся механизм семейного устройства.

При этом в настоящее время нет института государства, который был бы способен выполнять роль родителя в отношении детей, оставшихся без попечения. Органы опеки и попечительства не в состоянии исполнять роль родителей по отношению к таким детям.

Очевидно, что с принятием такой поправки этот институт придется создавать», – добавляет Александр Алексеев.

Статья 72

В Конституцию вносятся и другие поправки, в том числе статья 72. В ней прописывается защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также института брака как союза мужчины и женщины. Кроме того, предполагается создание условий для достойного воспитания детей в семье и осуществления совершеннолетними детьми обязанностей по заботе о родителях.

Как объясняет Олег Иванов, здесь мы видим отрицание самого понятия так называемой «однополой семьи», и, соответственно, конституционную защиту детей от воспитания в условиях такого сожительства.

По мнению Ольги Сулим, такие решения российских властей позволят помочь большинству среднестатистических семей с детьми, которые испытывают определенную нехватку денежных средств. Также они защитят интересы самих детей, создадут условия для их полноценного развития.

Например, использование материнского капитала при приобретении недвижимости возможно лишь при включении детей в число собственников жилья, что автоматически исключает ситуации с лишением их права пользоваться жилым помещением даже по достижении 18-летнего возраста.

Кроме того, данные меры по поддержке материнства, отцовства и детства в перспективе приведут к повышению рождаемости и улучшению демографической ситуации в стране, поскольку у молодых семей создается уверенность в поддержке со стороны государства, они понимают, что могут рассчитывать на помощь, в том числе как в сложных ситуациях, так и в обычной жизни. Например, материнский капитал облегчает приобретение жилья, а пособия частично компенсируют расходы на повседневное содержание ребенка.

К чему на практике приведет появление этих новых норм?

По словам юриста, генерального директора компании Nika, risk plan Юлии Хачатурян, нормы первой из вышеназванных статей новой Конституции РФ (67.1) носят декларативный характер.

Что это значит? Такими нормами определяются цели и задачи правового регулирования, но для того, чтобы эти нормы заработали, необходим механизм их реализации, то есть чтобы принимались конкретные законы, направленные на защиту прав детей.

Однако насколько активно будет идти процесс законотворчества в данном направлении, предсказать невозможно.

Ирина Дережова – российский общественный деятель и педагог, принимавшая участие во вносимых поправках, подытоживает все сказанное ранее:

«Проблемой этих поправок я занималась очень активно – был организован Межрегиональный форум общественных организаций и объединений по поправкам в Конституцию РФ. Позже резолюция была представлена в Госдуму, Совет Федерации и рабочую группу по поправкам.

Основой здесь является статья 67, где подчеркивается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Этого не было в прежней Конституции.

Также важнейшее дополнение – «государство обеспечивает приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей для детей, оставшихся без попечения. Дополняется и статья 75 – «в РФ создаются условия для устойчивого экономического роста страны».

Мы понимаем, что только на этой основе можно рассчитывать на социальные улучшения для семей. Эти аспекты касаются каждого из нас и оказывают самое непосредственное влияние на семьи и более свободную возможность воспитывать детей качественно и всесторонне», – объясняет Ирина Дережова.

По словам Ирины Дережовой, более подробное содержание законов Конституции раскрывается уже в Федеральном законе. Сейчас Владимиром Путиным инициирован такой документ, он находится на рассмотрении в Госдуме. Это закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.

Как считает Ольга Сулим, названные поправки к Конституции РФ позволяют государству проводить более активную политику по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства.

В данное время уже предпринят ряд мер, направленных на совершенствование социальной политики в отношении детей.

К ним можно отнести: выплату материнского капитала за первого ребенка, родившегося позже 1 января 2020 года; увеличение материнского капитала для семей, родивших двоих детей после 1 января 2020 года; предоставление возможности погашения ипотеки для семьи, родившей третьего ребенка; выплата пособий за одного ребенка семьям с невысоким уровнем доходов. Отдельно следует отметить предоставление бесплатного горячего питания всем учащимся младших классов средних школ. Данный закон должен начать реализовываться на практике уже с 1 сентября 2020 года.

Источник: https://mir24.tv/articles/16415027/kak-popravki-k-konstitucii-povliyayut-na-zhizn-detei-razbor-s-ekspertami

Опека и попечительство – формы семейного устройства в России

Конституциярф опека и попечительство

Опека и попечительство -это основные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Цели опеки и попечительства благородные, во благо лиц под опекой, а если опека устанавливается над детьми, то важно воспитать хорошего, образованного человека.

Часто небездушные люди хотят взять одиноких малышей, но появляется сразу много вопросов, как выбор формы устройства детей.

Определение формы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения является первоначальным этапом.

В Российской Федерации популярны первые три формы семейного устройства:

  • усыновление,
  • опека или попечительство,
  • приемная семья,
  • патронат,
  • гостевая семья,
  • детский дом семейного типа.

Опека и попечительство устанавливается членами одного семейства. Иногда употребляют понятие «семейное попечение», потому что ребенок в знакомой среде среди близких и родных. Это безвозмездная форма устройства ребенка в семью.

При отсутствии вышеуказанных жизнеустройство детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей происходит на основании актов органов опеки. Опекун или попечитель назначается из числа лиц, имеющих право опекать, в соответствии с федеральным законом об опеке. Опека, попечительство (не патронаж) изначально не являются оплачиваемой формой, но предусматриваются пособия и льготы.

Законодательное регулирование

Понятие опеки и попечительства, над кем устанавливается опека и попечительство, установление опеки, деятельность опекунов и попечителей, особенности форм семейного устройства детей и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей регламентированы:

  • Гражд. и Сем. кодексами
  • Фед.зак.  «Об опеке и попечительстве».

Что такое опека

Кто такой опекун ребенка, как стать опекуном ребенка, с какого возраста может быть установлено попечительство над ребенком – это основные вопросы данной сферы.
Значения понятий опекунство и попечительство схожее. Понятие опеки и попечительства, и их разграничение станет ясным после прочтения этой статьи.

Что такое опекунство

Опеку, или по-другому опекунство, оформляют над:

  • детишками младше 14 лет,
  • взрослыми недееспособными людьми.

Опекуны целиком и полностью представляют интересы своих подопечных по разным вопросам. И порой могут заключать и сделки. Главное условие, чтобы все сделки были направлены на улучшение материального состояния опекаемого, но не при каких обстоятельствах на уменьшение имущества граждан.

За опекаемым девочкой или мальчиком остаются их родные имена и фамилии. Чаще всего это дети, родителей которых нет в живых. Хотя бывает, что опекунство назначается над лицами, родители которых живы. Например, не могут растить своих детей из-за алкогольной или наркотической зависимости, инвалидности. Бывают случаи, когда оформляется опека, если родители в частых и долгих разъездах.

Кто может стать опекуном

Опекунами и попечителями могут быть назначены не все. Существует определенное количество условий, которые необходимо соблюдать.

Во-первых, опекуном будет являться лишь взрослый дееспособный человек. Младше 18 лет опекунами и попечителями не могут быть.

Органы опеки также обращают внимание на взаимоотношения кандидата и подопечного. Если опекаемые дети не хотят оставаться с потенциальным опекуном, или про него говорят плохо соседи, то установление опеки будет сложной процедурой с проведением дополнительных проверок.

Приоритетное право у членов одной семьи, поскольку чаще всего именно они и выполняют непосредственный уход за детьми или недееспособным взрослым родственником. Но немаловажно и согласие самого опекуна на установление опекунства.  В случае, если родственники все откажутся осуществлять уход, будет рассматриваться вопрос о назначении квалифицированного опекуна, проживающего в том же регионе.

Если есть судимость, то в попечении будет отказано. А также, если потенциальные опекуны когда-либо судебно лишались прав растить своих детей за определенные проступки (при употреблении алкоголя или наркотиков).

В также те, кто по физическому состоянию не может растить и воспитывать малыша не могут стать опекуном.

Обязанностью опекунов и попечителей несовершеннолетних является их воспитание и обязательно общее образование. Попечители должны содействовать осуществлению гражданских прав и обязанностей своих подопечных, не забывая про свои права в качестве опекуна и должным образом исполнять обязанности.

Как стать опекуном

Попечительство устанавливается над детьми, которые нуждаются не только в крыше над головой, а еще в общении, заботе и качественном уходе. Если Вы решили стать опекуном, Вам необходимо немного заранее подготовиться и знать, какие будете осуществлять обязанности. Для этого существуют специальные бесплатные подготовительные курсы.

Их можно найти в городе через справочники или просто обратиться в органы опеки и попечительства.  В конце обучения Вам выдадут свидетельство.

Вторым этапом будет являться сбор всех документов.

С полным перечнем можете ознакомиться в Правилах, которые утверждены 18.05.2009. ПП РФ N 423 (пункт 4).

Помимо документов потребуются также разрешения всех членов семьи (старше десяти лет), что они согласны на проживание с опекаемым на одной площади.

Собранные документы и заявления нужно подать в органы опеки лично, или через МФЦ. Также есть возможность электронной подачи.

Через три дня специалисты должны посетить Ваш дом на проверку условий жизни. В случае электронной подачи документов, их оригиналы надо подготовить к приходу специалиста.

Еще через три дня в случае положительного решения, Вам пришлют один экземпляр акта обследования.

В течении 10 последующих дней будете ждать разрешения от органа опеки и попечительства на права быть опекуном. Если решение положительное, то срок его действия – 2 года.

Если еще не принято было решение, какого ребенка собираетесь опекать, то можно заняться его поиском. Дети-сироты живут в специализированных детских учреждениях. Также можно подобрать его в банке сирот Министерства образования.

Если ребенок найден, то по месту его жительства нужно снова обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением и снова ждать решения о назначении (или отказе).

Решение будет представлено в виде Акта от органа опеки, в котором возможно будут указаны срок и действия, которые можно или нельзя совершать в отношении несовершеннолетних граждан.

В том числе нюансы касательно доверительного управления имуществом. Опекуны должны стремиться к защите прав и законных интересов ребенка.

Попечительство

 Устанавливается над следующими лицами:

  • несовершеннолетними гражданами (14-18 лет),
  • студентами, обучающимися по очной форме (до окончания обучения),
  • ограниченно дееспособными лицами (при употреблении спиртных напитков или наркотических средств).

В отличие от опекаемого, подопечный может сам совершать мелкие покупки, например, продукты, предметы гигиены и прочее. По более крупным сделкам, оформлению договоров и прочее, попечитель дает свое разрешение.

Усыновление

Психологи, изучая детскую и подростковую природу, выявили особенности восприятия детьми попадание в новую семью. Для совсем маленьких детей, грудничков рекомендуют усыновление. Такой малыш становится полноценным членом семьи, приобретает новую фамилию, и те же права и обязанности, какие бывают между кровными детьми и родителями.

Подростков берут чаще под опеку (попечительство) или оформляют в приемную семью в связи с достаточно сформировавшейся личностью и мнением самого подопечного.

В чем разница между усыновлением и опекунством

Во-первых, различный пакет документов собирается для этих двух видов .

Усыновление в России является добровольной формой, однако процесс оформления более сложный и требует судебного решения и он невозможен при живых кровных родителях, которые обладают родительскими правами. Т.е.

усыновляют детей с официальным статусом сирота. Опеку же можно оформить при живых родителях (например, страдающих алкоголизмом, иными длительными заболеваниями, которые не позволяют воспитывать самостоятельно).

К потенциальным усыновителям более строгие требования предъявляются. Органы опеки обратят внимание и на возраст, и на официальный брак. Молодым или пожилым могут не одобрить усыновление. Такие пары вынуждены прибегнуть с другими формам, например, опекунству. У усыновителей проверяют строго доход, жилье, социальный статус.

Хоть усыновление и является в России приоритетной формой, его господдержка оставляет желать лучшего. Например, патронат дает больше материальных выплат и льгот. Здесь же отметим, что наименьшее «финансирование» у гостевой семьи.

Приемная семья

Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, схожа с опекунством, потому что новый член семьи берется на воспитание по договору и под контролем органов опеки. Права приемных родителей такие же, как и опекунские права и пособия.

Приемным семьям выплачивается ежемесячная оплата труда, которая устанавливается региональными властями.

Гостевая семья

Это некий этап, когда приемные родители или усыновители хотят поближе познакомиться с ребенком, узнать его. Т.е. это временная передача в семью на добровольной и безвозмездной основе.

Он часть своего времени проводит в гостях, но его об этом предупреждают, чтоб не расстраивался, если его не возьмут.

Этот момент, как специалисты считают, может травмировать детскую психику, поэтому такая форма не особо распространена в нашей стране.

Патронат

Эту форму тоже можно назвать переходной. Субъектом является малыш, у которого на данный момент нет определенного статуса, т.е. если юридически не получается оформить опекунство или усыновление.

Детский дом семейного типа

Достаточно нечеткое законодательное регулирование у детского дома семейного типа. Это воспитательное учреждение с количеством детей, как в многодетных семьях, которое пользуется соответствующими льготами, получает пособия.

Источник: https://zen.yandex.com/media/opekarf/opeka-i-popechitelstvo-formy-semeinogo-ustroistva-v-rossii-5d0d0c429952cd00b07c2b23

В госдуму внесен законопроект об ограничении внесудебного изъятия детей из семьи

Конституциярф опека и попечительство

МОСКВА, 10 июля. /ТАСС/.

Законопроект, предусматривающий ограничение внесудебного порядка изъятия детей из семьи, внесен в пятницу в Госдуму, документ направлен во исполнение поправок в Конституцию РФ.

Об этом сообщил журналистам один из авторов законопроекта, сопредседатель рабочей группы по подготовке изменений в основной закон, глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников.

“Законопроект позволит ограничить внесудебный порядок отобрания детей из семьи. Предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье”, – проинформировал он.

“Государство может вмешиваться в семейную сферу только тогда, когда происходит нарушение закона, насилие или иная угроза жизни ребенку.

Действующий внесудебный порядок отобрания ребенка, предусмотренный статьей 77 Семейного кодекса, не гарантирует отсутствие злоупотреблений органов опеки и попечительства, несмотря на их обязанность уведомления прокурора и обращения в течение семи дней с иском в суд о лишении или ограничении родительских прав, такие гарантии могут быть обеспечены исключительно судебным порядком рассмотрения дела”, – указал парламентарий.

Закон на защите семьи

Крашенинников уточнил, что “законопроектом предлагается установить, что вопрос отобрания ребенка находится в компетенции суда, для этого Гражданский процессуальный кодекс дополняется новой категорией дел особого производства – об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью”.

Депутат пояснил, что в соответствии с предлагаемыми нормами заявление в суд об отобрании ребенка может быть подано органом опеки и попечительства или органом внутренних дел, получившими информацию об угрозе жизни ребенка или его здоровью.

“Для обеспечения прав ребенка рассмотрение заявления об отобрании при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью производится судом в максимально короткий срок – 24 часа с момента поступления заявления”, – сообщил он.

Крашенинников добавил, что рассмотрение такого заявления должно проходить в закрытом судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и прокурора, а также с участием родителей (одного из них) или иных лиц, на попечении которых находится ребенок, а “в необходимых случаях с участием других заинтересованных лиц и самого ребенка”.

При этом в статье 77 Семейного кодекса предполагается сохранить внесудебный порядок отобрания ребенка. По словам парламентария, он будет действовать “только в исключительных случаях, когда налицо риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов”.

“Лишь при наличии указанных оснований орган опеки и попечительства с участием прокурора и представителя органа внутренних дел может произвести отобрание ребенка из семьи, составив акт об этом с указанием обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни ребенка”, – подчеркнул Крашенинников, добавив, что действия органа опеки и попечительства могут быть оспорены родителями или иными лицами, на попечении которых находился ребенок.
Соответствующие изменения, определяющие полномочия органов внутренних дел при обращении в суд с заявлением об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, предлагаются внести также в закон “О полиции”.

В приоритете – семья

Как пояснил Крашенинников, предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье.

Глава профильного думского комитета обратил внимание, что практика необоснованного изъятия детей из семьи является одной из самых сложных проблем современного семейного законодательства, существующих в контексте так называемой ювенальной юстиции.

“Произвольное вмешательство органов опеки и попечительства в дела семьи, от которого страдают как дети, так и родители, иногда не имеет под собой не только реальной угрозы жизни или здоровью ребенка, но и связано с нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации”, – считает он.

Так, напомнил депутат, “в качестве оснований изъятия детей зачастую называют нехватку игрушек у ребенка, громкий плач малыша, ненадлежащее состояние или отсутствие отдельной комнаты у ребенка, отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов питания, наличие синяков на теле ребенка, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, братьями или сестрами, поступление жалоб в отношении родителей, иногда и анонимных”. “Немало примеров того, когда малообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этим органам немедленно отобрать ребенка из семьи в административном порядке”, – констатировал парламентарий.

“Принятие поправок к конституции создает все необходимые предпосылки для выработки дополнительных механизмов обеспечения семейного приоритета воспитания детей. Все это неизменные ценности цивилизованного общества, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, а потому нуждаются в особой защите государства”, – подчеркнул Крашенинников.

Голосование по конституции

Общероссийское ание по вопросу внесения изменений в Конституцию РФ проходило с 25 июня по 1 июля, основным стал последний день.

Голосование в течение нескольких дней было организовано для предотвращения распространения коронавируса.

Согласно данным ЦИК по итогам обработки 100% протоколов, поправки к конституции поддержали 77,92% проавших, против проали 21,27%, итоговая явка по стране составила 67,97%.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/8932011

Права и обязанности опекуна несовершенно летнего ребенка

Конституциярф опека и попечительство

Действия опекуна, а так же все его права и обязанности прописаны в ФЗ об “Опеке и попечительстве”, принятом Государственной Думой 11 апреля 2008 года и одобренным советом Федерации 16 апреля 2008 года.

Для начала, давайте разберемся, кто же такой “Опекун”. И так, опекуном признается человек, осуществляющий присмотр над недееспособными лицами, которые не могут отвечать за свои слова и не могут сами позаботиться о себе.

Права опекунов и попечителей в соответствии с законодательством

В соответствии с 15 статьей ФЗ “Об опеке и попечительстве” , права и обязанности определяются в соответствии с законодательством (ГК РФ ст.36).

Из нее можно выделить основные следующие моменты:

  • Обязанности по опеке и попечительству предоставляются безвозмездно, если иное не предусмотрено законодательством;
  • Несовершеннолетние граждане, находящиеся под опекой обязаны проживать со своими попечителями. Допускается раздельное проживание попечителя с опекаемым только в том случае, если последний достиг возраста 16-ти лет и было получено разрешение со стороны органов опеки и попечительства. Стоит отметить, что раздельное проживание не должно отразиться неблагоприятным образом на воспитании, интересах и защите прав подопечного. Об изменении места жительства так же необходимо уведомить органы опеки.
  • Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Кроме того, они должны заботиться об их обучении и воспитании.
  • Так же, они заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими.
  • Опекуны и попечители исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления – с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

Перечисленные выше обязанности не возлагаются на лиц, в отношении которых по решению суда были установлены ограничения в связи с недееспособностью или психологическими отклонениями. Но, если ограничения были сняты, то попечитель должен продолжать исполнять их в должном объеме.

Права и обязанности попечителей в соответствии с семейным законодательством

В отношении обучения и воспитания несовершеннолетнего, права и обязанности устанавливаются семейным законодательством и гласят о том что опекун имеет право (ст.148.1 ГК РФ):

  • Граждане, взявшие на себя обязанность опекунства или попечительства не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.
  • Воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка. Способы воспитания опекун может выбирать самостоятельно. При этом, должно учитываться мнение ребенка и органов опеки.
  • Самостоятельно выбирать методы воспитания подопечного, но обязательно с учетом рекомендаций органа опеки и попечительства. Мнение ребенка также должно быть учтено.
  • Обращаться в суд для решения вопроса возврата ребенка, если его незаконно удерживают другие лица, не имеющие на это оснований (родители, родственники и прочие).
  • Выступать в роли истца при обращении в суд для взыскания обязательств, касающихся ребенка (например, получение алиментов).

Обязанности опекунов и попечителей

Становясь опекуном над ребенком каждый гражданин так или иначе перенимает на себя ряд обязанностей. О них мы поговорим чуть ниже:

  • обеспечивать ребенку необходимый уровень содержания (питание, одежда);
  • заботиться о здоровье и воспитании ребенка;
  • обеспечить получение общего образования;
  • заботиться об общении ребенка с родственниками, не препятствовать этому;
  • представлять и защищать права и интересы несовершеннолетнего подопечного;
  • уведомлять органы опеки и попечительства о смене места жительства.

Все обязанности опекуны должны выполнять с учетом интересов своих подопечных. В некоторых случаях необходимо учитывать и рекомендации органа опеки и попечительства.

Особенности отказа от опекунства

Так как опекунство не является принудительным, то лицо, выполняющее обязанности опекуна, может отказаться от своего статуса. Также опекунство прекращается, если:

  • опекун или подопечный умер;
  • закончился срок действия акта о назначении опекуна или попечителя;
  • ребенку исполнилось 14 лет (опека переходит в попечительство);
  • опекуна отстранили от выполнения его обязательств.

Если опекун не выполняет возложенные на него обязательства по воспитанию ребенка, то его отстраняют от этого дела. Также опекун может самостоятельно отказаться от ухода за своим подопечным. Чаще всего опекуны ссылаются на следующее:

  • возникновение разногласий в интересах подопечного и опекуна;
  • проблемы со здоровьем у опекуна;
  • переезд в другой город.

Для отказа от опекунства заинтересованное лицо обращается в орган опеки с соответствующим заявлением. В документе необходимо детально описать причину отказа. Также потребуется предоставить отчет за последний месяц о финансовых расходах на обеспечение подопечного.

Льготы

Опекуны вправе рассчитывать не только на различные пособия, но и на ряд льгот, которые касаются трудовой деятельности и налогообложения. Кроме этого, на региональном уровне для такой категории граждан также предусмотрены определенные льготы.

Для лиц, опекающих несовершеннолетних детей, действуют следующие трудовые льготы:

  • декретный отпуск до достижения ребенком 3-летнего возраста (ст. 13 №81-ФЗ, ст. 256 ТК РФ);
  • отпуск при болезни ребенка;
  • неполный рабочий день/неделя (ст.93 ТК РФ);
  • отсутствие ночных смен до достижения ребенком 5 лет (ст. 96 ТК РФ);
  • дополнительные выходные, если у ребенка имеется группа инвалидности (ст.262 ТК РФ);
  • выбирать время для отпуска, если опекаемым является ребенок-инвалид (ст. 262.1 ТК РФ).

Законодательство дает право опекунам на налоговые вычеты из базы НДФЛ.

Размер налогового вычета зависит от количества детей и составляет:

  • 1400 р. — за первых двух подопечных;
  • 3000 р. — на третьего и последующих подопечных;
  • 6000 р. — на ребенка-инвалида.

Источник: https://opeka-rf.ru/opekunstvo-i-popechitelstvo/federalnyy-zakon/

Федеральный закон об опеке и попечительстве

Конституциярф опека и попечительство

На территории РФ отношения, складывающиеся в процессе установления опекунов или попечителей, регулирует ФЗ об опеке и попечительстве.

Задача документа

Федеральный закон об опеке и попечительстве N48 начал действовать с 2008 года.

Основная задача документа – регулирование правоотношений, возникающих, когда устанавливается, осуществляется или прекращается опека с попечительством.

Актом закреплены следующие принципы:

  • Возможность самостоятельного принятия обязанностей, возникающих в связи с принятием статуса опекуна, попечителя на основании личного заявления, а также возможность отказа от принятых обязанностей.
  • Организация контроля над этой сферой взаимоотношений.
  • Защита лиц, помещенных под опеку.

ВНИМАНИЕ! Нормативный документ закрепляет статус социального уполномоченного органа, процедуру его деятельности и определяет задачи и полномочия.

Также документ устанавливает статус граждан, являющихся опекунами, попечителями, регламентирует процедуру использования имущества, принадлежащего опекаемым. Устанавливает меры наказания, которые могут быть применены к лицам, являющимся субъектами данных правоотношений.

В нормативном акте закреплены задачи, поставленные перед органами опеки и попечительства.

Среди них законодатель выделяет следующие:

  • Реализация мер, направленных на защиту интересов лиц, нуждающихся в опеке.
  • Реализация мер, направленных на защиту интересов уже опекаемых лиц.
  • Осуществление контроля над деятельностью лиц, являющихся опекунами. А также попечителями и организациями, в которые помещаются лица, являющиеся недееспособными или ограниченно дееспособными.
  • Контроль за сохранением имущества опекаемых. А также лиц, находящихся в организациях, предоставляющих социальные услуги. Контроль за использованием этого имущества.

ВАЖНО! Закон допускает возложение региональными актами иных полномочий на социальные государственные органы.

Возлагаемые полномочия

Нормативным документом установлен перечень полномочий, используемых социальными органами для реализации поставленных задач.

К ним отнесены:

  • Проведение работ по выявлению, ведению учета лиц, которых следует поместить под опеку.
  • Обращение в судебные органы с требованиями об ограничении в дееспособности или признании лица ее лишенным. При выявлении оснований, позволяющих восстановить человека в дееспособности, орган должен обращаться в судебную инстанцию с заявлением.
  • Реализация процедуры помещения лица под опеку.
  • Контроль за деятельностью опекунов, попечителей и социальных организаций, в которые помещены опекаемые.
  • Проведение процедуры освобождения опекунов от возложенных на них обязанностей.
  • Предоставление разрешений на проведение сделок в интересах опекаемых.
  • Осуществление представления интересов лиц, не достигших совершеннолетия, а также недееспособных в случаях, когда действия законных представителей нарушают права и интересы последних.
  • Выдача разрешений для осуществления раздельного проживания лиц, не являющихся совершеннолетними, с официальными представителями.
  • Организация подбора, подготовки и учета желающих получить соответствующий статус, а также тех, кто выявил намерение принять детей, являющихся сиротами или оставшимися без родительского попечения.
  • Организация проверок условий проживания, осуществление мер по сохранению и управлению имуществом подопечных, а также организация проверок исполнения своих прав и обязанностей опекунами.
  • Организация помощи лицам, являющимся опекунами или попечителями несовершеннолетних в реализации защиты прав последних.

В их полномочия также входит информирование решивших получить статус опекуна или попечителя граждан, а также выразивших желание принять на воспитание детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения о процедуре получения статуса. О формах устройства детей в семью, осуществление помощи в процессе подготовки документов этими лицами также возлагается на органы соцопеки.

Закон об опекунстве

Одной из основных задач Федерального закона об опеке и попечительстве регулировать процедуру реализации попечения и опекунства.

Закон позволяет брать под опеку:

  • Детей, которые признаны сиротами, оставшимися без родительского попечения.
  • Взрослых, являющиеся недееспособными или ограниченными в дееспособности.

К лицам, претендующим на статус опекунов, закон предъявляет следующие требования:

  • Дееспособность.
  • Достижение совершеннолетия.

Не рассматриваются кандидаты, которые:

  • Ранее были лишены на основании судебных решений родительских прав;
  • Ранее были судимы за преступления, совершенные умышленно против жизни и здоровья.

Над детьми

Семейное законодательство, а также нормы Федерального законодательства об опеке и попечительстве допускают их установление над детьми.

Опекаемыми могут стать дети, родители которых:

  • Являются умершими.
  • Ограничены или лишены прав в отношении детей на основании вступившего в юридическую силу решения суда.
  • Признаны на основании судебного акта безвестно отсутствующими.
  • Получили статус недееспособных на основании судебного акта, вступившего в силу.
  • Создают условия, не отвечающие требованиям безопасности проживания или развития ребенка.
  • Не могут осуществлять родительские обязанности по причине болезни.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В случае достижения ребенком возраста 10 лет, при назначении опекуна органы должны учитывать его мнение.

Над пожилым человеком

Зачастую необходимость установления опеки или попечения над пожилым лицом связана с невозможностью последнего понимать значение своих действий и их последствия.

Опеку можно установить над пожилыми лицами, которые:

  • имеют психические отклонения;
  • не могут самостоятельно ухаживать за собой в связи с расстройством здоровья.

В случае когда пожилой гражданин достиг 80 лет, то опекун имеет право дополнительно получать отчисления из ФСС, соблюдая при этом следующие условия:

  • Лицо должно быть в трудоспособном возрасте.
  • Лицо не должно быть трудоустроено.

СПРАВКА! Период ухода за престарелым лицом будет впоследствии засчитан в трудовой стаж.

Над недееспособным

Недееспособным может быть признано лицо только на основании судебного решения. После вступления документа в силу, он в срок не более 3 дней поступает в социальный орган. Далее в течение 30 дней этот человек должен быть помещен под опекунство.

Опекуном недееспособного может быть только совершеннолетний и полностью дееспособный. Прежде чем назначить, уполномоченный социальный орган осуществляет проверку жилищных условий, запрашивает сведения о его личности и доходах.

Порядок оформления

Зачастую процедура установления над лицом опеки или попечительства занимает продолжительное количество времени.

Можно выделить несколько этапов:

  • Кандидат обращается в социальный государственный орган с заявлением о рассмотрении его кандидатуры. В заявлении необходимо указать персональную информацию о лице, данные о месте жительства, список документов, прилагаемых к заявлению.
  • После подачи бумаг орган рассматривает представленные сведения. По окончании изучения информации, руководитель социального органа принимает решение о том, может ли лицо стать опекуном или попечителем, которое оформляется актом. В этом документе указывается срок, в течение которого кандидатом будут осуществляться полномочия.

ВНИМАНИЕ! Допускается передача обязанностей по договору опеки или попечительства.

Если такой документ есть, деятельность опекающего совершается на возмездной основе. В качестве платы перечисляются средства от доходов опекаемого либо средства регионального, местного бюджета.

Перечень документов

ФЗ об опеке и попечительстве установлен следующий перечень документов, являющихся обязательными:

  • Заявление, заполненное заинтересованным лицом.
  • Характеристика от работодателя, с места проживания.
  • Справка от работодателя о занимаемой должности, уровне его дохода.
  • Справка о составе семьи кандидата.
  • В случае зарегистрированного брака, согласие супруга.
  • Медицинский документ об отсутствии заболеваний, не дающих выполнять необходимые действия, форма N542.
  • Справка с данными лицевого счета.

Также потребуются документы о недвижимом жилом имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Отличие опеки от попечительства

Несмотря на то что термины опека и попечительство близкие по смыслу, тождественными они не являются.

Опекуны назначаются недееспособным, а также детям, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста. Опекун содержит их, помогает реализовывать права, предоставляемые государством, и выступает защитником интересов. Дополнительно обладает возможностью осуществлять крупные сделки от лица опекаемого, однако законность такой сделки обязательно проверяется социальным уполномоченным органом.

Попечители могут назначаться детям, которые уже достигли 14 лет, но не обрели полную дееспособность и лицам, являющимся ограниченно дееспособными. При исполнении переданных ему обязанностей, он следит за тем, чтобы опекаемые лица пользовались правами в полном объеме. Крупные сделки опекаемые заключают только при наличии согласия попечителя, мелкие могут от собственного имени.

Источник: https://govcare.ru/opeka/federalnyj-zakon-n48

Подписывайтесь на нас:ВК .com/live_inrussiaTelegram t.me/topurist.com/govcareДзен zen.yandex.ru/media/uristok.ru/group/54010342211754

Источник: https://zen.yandex.ru/media/urist/federalnyi-zakon-ob-opeke-i-popechitelstve-5acb1123fd96b16a83adb977

Обо всем легальном
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: