Как заказчику отказаться от заключения контракта по 44 фз

Содержание
  1. Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком или поставщиком: основания, порядок действий, последствия для участников
  2. Отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ
  3. Алгоритм действий заказчика
  4. Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика
  5. Будут ли последствия для заказчика
  6. Может ли исполнитель отказаться от заключения контракта
  7. Процедура отказа
  8. Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков
  9. Планирование закупок
  10. Обоснование закупок
  11. Контракт
  12. Как отказаться от заключения контракта
  13. Основания, по которым можно отказаться
  14. Как отказаться от заключения госконтракта
  15. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
  16. Отказ от подписания контракта по 44 ФЗ Способы Последствия
  17. В основе этой ситуации лежит невнимательность участника закупки на стадии изучения технического задания, контракта или извещения.
  18. В такой ситуации у участника закупки имеются четыре варианта поведения.
  19. В этой ситуации участник закупки может пожаловаться на себя в уфас, обосновав то, что он не соответствует требованиям заказчика, и заявка была допущена с нарушением закона.
  20. Даже если УФАС, не найдет нарушений в вашем допуске, при проверке закупки УФАС может найти другие нарушения, в документации и заказчик может пострадать
  21. Поход в УФАС, подготовка документов к защите своей позиции, не является любимым занятием заказчика.
  22. При этом велика вероятность потерять обеспечения контракта, попасть в РНП, и долгое время отбивать свои обоснованные затраты через арбитраж
  23. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК РЕШИЛ ВКЛЮЧИТЬ ВАС В РНП.
  24. ВЫ, НЕ ИМЕЯ НАМЕРЕНИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ КОНТРАКТ ПОБЕДИЛИ В АУКЦИОНЕ.
  25. КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА.
  26. Пишите заказчику протокол разногласий, ссылаясь на какое-либо формальное основание.
  27. Способы заказчика перевывесить контракт
  28. НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТА.
  29. ОБ УЧАСТНИКЕ, ЗАНЯВШЕМ ВТОРОЕ МЕСТО.
  30. Согласно части 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, участник, признанный победителем, согласно части 14 статьи 70 44-ФЗ имеет право подписать контракт или отказаться от заключения контракта
  31. Причины и последствия отказа от подписания контракта
  32. Инструкция для заказчика
  33. Последствия для заказчика
  34. Со стороны поставщика
  35. Инструкция для поставщика
  36. Последствия для поставщика
  37. Отказ от заключения контракта заказчиком по 44-ФЗ
  38. В каких ситуациях заказчик вправе отказаться от заключения контракта
  39. Порядок отказа от заключения контракта
  40. Обжалование отказа в контролирующих органах

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком или поставщиком: основания, порядок действий, последствия для участников

Как заказчику отказаться от заключения контракта по 44 фз

По нормам 44-ФЗ допускается отказ от заключения контракта как со стороны заказчика, так и поставщика. Наиболее распространенной причиной отказа от госконтракта со стороны заказчика являются нарушения со стороны поставщика, в частности, отсутствие обеспечения по контракту, тогда как во втором случае речь обычно идет о рядовом уклонении от контракта.

Отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ

Возможности отказа заказчика от заключения контракта содержатся в ст. 31 44-ФЗ. Здесь сказано, что к правам заказчика относится отказ от заключения контракта в любой момент до его подписания.

Заказчик имеет право отказаться от подписания контракта, если выяснится, что участник закупки не соответствует установленным требованиям.

Хотя поставщика должны проверять на предмет соответствия требованиям еще на этапе подачи заявок на участие, но за время, которое прошло с данного момента, ситуация может измениться.

Например, за указанный временной период поставщика могут включить в реестр недобросовестных поставщиков, либо компания инициирует процедуру своего банкротства, или появится информация о налоговой задолженности поставщика, или в отношении руководства компании может быть инициировано уголовное преследование за экономические преступления. Все описанные причины сделают невозможным подписание контракта с указанным поставщиком и позволяют заказчику на законных основаниях отменить его.

Согласно ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ, допускается уклонение заказчика от подписания договора с участником, который предоставил недостоверные сведения о себе.

Заказчик обязан отказаться от контракта при непредоставлении победителем обеспечения его исполнения.

К участникам закупок по 44-ФЗ могут предъявляться и дополнительные требования. Так, заказчик вправе отказаться от подписания госконтракта, если ему станет известно о том, что ресурсов победителя окажется недостаточно для выполнения взятых на себя обязательств.

Также в 44-ФЗ упомянуто о следующих частных ситуациях отказа от госконтракта при покупках лекарственных средств:

  1. Если не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарств, которые предлагаются участником.
  2. Если предложенная участником цена превышает отпускную из реестра, а участник отказался от снижения предложенной им стоимости (при этом сам поставщик признается уклонистом и несет все правовые последствия, связанные с этим фактом).

Согласно статистике, каждый 10 контракт расторгают из-за нарушений, которые были допущены поставщиками. В расторжении госконтракта никто не заинтересован, но иногда поставщику приходится идти на этот шаг. Но лучше предпринять превентивные меры и отказаться от контракта еще перед его подписанием.

После того как контракт был подписан, указанные выше обстоятельства утрачивают свое значение, а речь уже идет о расторжении контракта, для чего  в 44-ФЗ предусмотрены дополнительные обстоятельства.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

Алгоритм действий заказчика

Заказчику следует придерживаться такого алгоритма действий, который прописан в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ:

  1. В течение рабочего дня после решения об отказе от заключения контракта по 44-ФЗ он размещает в ЕИС протокол и включает в него такие сведения: место и время его подготовки, информацию о победителе, причины отказа от госконтракта и реквизиты подтверждающих документов. Этот этап является обязательным, так как необоснованный отказ является незаконным.
  2. В течение 2 рабочих дней указанный документ направляют победителю. К протоколу допускается приложить подтверждающие документы.
  3. Заказчик возвращает победителю торгов внесенное обеспечение в течение 5 дней.
  4. Заказчик может подписать госконтракт с другим участником (вторым или третьим), предложение которого отвечало требованиям.

Заказчик может не придерживаться данного алгоритма, если участником не было внесено обеспечение. Он автоматически признается уклонившимся.

Заказчик вправе истребовать компенсации ему убытков уклонистом, если они превышают размер обеспечения.

Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика

Исполнитель вправе обжаловать действия заказчика (например, если тот отказался подписывать контракт без обоснования причин своего решения) в ФАС или в судебном порядке.

Для подачи жалобы в антимонопольный орган ему следует успеть до истечения сроков заключения контракта.

Жалоба подается в письменной форме и содержит всю необходимую информацию о нарушенных правах поставщика и указание на то, почему он считает действия заказчика необоснованными, и ссылку на закупку в ЕИС.

К документу следует приложить копию протокола об отказе, полученного от заказчика.

Если же участником не будет направлена претензия в установленный период, то единственный способ обжаловать действия заказчика – обратиться в суд.

Случалось вам отказываться от подписания контракта?Я заказчик. СлучалосьЯ исполнитель. СлучалосьНикогда не возникало причин

Будут ли последствия для заказчика

В случае уклонения заказчика от заключения договора по 44-ФЗ ему грозит наказание по нормам КоАП. К ответственности его может привлечь ФАС по результатам проведенной проверки.

Под уклонением также может пониматься неразмещение в ЕИС проекта контракта для его подписания победителем в установленные сроки или непубликация документа со своей подписью.

Ответственность для заказчика за незаконный отказ от договора содержится в ст. 7.32 КоАП. Штраф для должностных лиц составляет 50 тыс. р., юридических – 200 тыс. р.

Может ли исполнитель отказаться от заключения контракта

Ситуации, которые могут заставить поставщика отказаться от подписания контракта по 44-ФЗ, могут быть самые различные:

  1. Если при заключении госконтракта участник обнаружил в аукционной документации условия, которые он выполнить не сможет, либо он сочтет их невыгодными.
  2. Если возникнет ситуация резкого и непрогнозируемого роста цен из-за валютных колебаний или изменения экономической ситуации, что делает контракт нерентабельным.
  3. Иногда участники переоценивают свои силы: например, подают заявки сразу на несколько закупок и неожиданно для себя выигрывают.
  4. Возникновение проблем с производственным оборудованием, что не дает возможности произвести нужную партию товаров.

Указанные выше ситуации хотя и побуждают поставщика отказаться от госконтракта, по закону не являются существенным условием для совершения таких действий.

Поставщик может отказаться от подписания договора в любой момент, но это прямой путь в попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

К уклонистам приравниваются участники, которые в установленные временные рамки:

  1. Не направили заказчику подписанный проект контракта.
  2. Не предоставили ему необходимые документы по контракту.
  3. Не внесли обеспечение по контракту.

Стоит отметить, что при отказе второго участника от подписания контракта он также признается уклонистом и сведения о нем передаются в РНП. Такая ситуация может возникнуть, если с победителем закупки контракт так и не заключили, либо он был расторгнут.

Отказ от заключения договора поставщиком по 44-ФЗ не всегда имеет негативные последствия. Так, если причиной послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он имеет право на него на законных основаниях.

Процедура отказа

Для отказа от подписания договора поставщику не всегда нужно предпринимать активные действия. Его бездействие будет приравнено к отказу. Например, неперечисление обеспечения или неподписание договора в положенные сроки.

Для того чтобы избежать негативных последствий отказа от госконтракта, поставщик может по договоренности с заказчиком вначале подписать контракт, а затем расторгнуть его.

Другой вариант – отправка заказчику протокола разногласий, что позволяет продлить сроки для подписания договора на период подготовки ответа заказчиком.

Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он обязан уведомить заказчика об этом в течение 1 дня в письменной форме.  Документ имеет произвольную форму и передается лично заказчику либо направляется ему почтой.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

Внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков занимается ФАС на основании информации, которая поступила от заказчика.

Попадание в такой реестр фактически лишает компанию права на участие в государственных закупках.

Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней.

Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде.

Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otkaz-ot-zaklucenia.html

Как отказаться от заключения контракта

Как заказчику отказаться от заключения контракта по 44 фз

Иногда у заказчиков возникает необходимость отказаться от заключения контракта. О том, как грамотно оформить такую процедуру и избежать штрафных санкций, расскажем в статье.

Закон о контрактной системе дает возможность организации-заказчику отказаться от подписания госконтракта даже после завершения конкурсной процедуры, выявления победителя и размещения в ЕИС протокола с результатами закупки. Но это действие законно только лишь в ряде случаев, поэтому важно разобраться в нюансах.

Если обнаружились весомые причины для уклонения от подписания госконтракта с победителем, необходимо сформировать и разместить в ЕИС решение, направленное в адрес поставщика-победителя.

Самое главное при этом — в трехдневный срок направить уведомление в территориальный орган ФАС.

После чего специалисты управления Федеральной антимонопольной службы проверят правомерность отказа от заключения госконтракта и примут решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков победителя.

Когда УФАС приняла положительное решение, заказчик направляет проект контракта второму участнику торгов. Если же такой отсутствует или отказался от подписания, то торги признаются несостоявшимися. В этом случае учреждение вправе провести закупку у единственного поставщика на основании ч. 1 п. 25 ст. 93 44-ФЗ.

Не стоит путать отказ от заключения контракта 44-ФЗ с отказом от исполнения уже заключенного контракта. В соответствии с положениями ФЗ-44, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта недопустим.

Однако он возможен, когда одна из сторон контрактных отношений существенно нарушила условия, прописанные в госконтракте.

Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье про односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

Основания, по которым можно отказаться

Случаи, когда заказчик вправе оказаться от подписания госконтракта, строго регламентированы. Выделяют следующие основания:

  1. Организация имеет право не подписывать договор, если при проведении конкурсных процедур победитель целенаправленно исказил информационные материалы о товаре, работе или услуге или же подал ложные сведения о соответствии техническим и документальным, а также отмеченным в извещении дополнительным требованиям, указанным в закупке (ч. 9 и ч. 10 ст. 31). Если такие действия обнаружились уже после размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки, то это будет условием для неподписания госконтракта.
  2. Если победитель проигнорировал подписание соглашения по результатам проведения конкурса в установленный десятидневный срок (п. 4 ст. 54), то заказчик имеет право обратиться в судебные органы для возмещения убытков, которые не покрываются величиной обеспечения контрактной заявки. В дальнейшем госконтракт заключается с участником, завершившим торги под № 2. При аналогичной ситуации по факту проведения аукциона, если подписание договорных отношений между победителем и заказчиком не происходит в установленный п. 9 ст. 70 44-ФЗ десятидневный срок, то победитель признается уклонившимся от заключения госконтракта (п. 13 ст. 70). Заказчик также вправе обратиться в суд с целью возмещения убытков, не покрытых суммой обеспечения. Исполнитель также не имеет права игнорировать подписание контракта (ст. 77).
  3. Если победитель не предоставил требуемое обеспечение исполнения в срок, отведенный для подписания договора, то заказчик обязан отказать ему в заключении госконтракта. При этом победитель автоматически будет считаться уклонившимся (ч. 5 ст. 96). Важно помнить, что если при проведении торгов цена снизилась на 25 % и более по отношению к НМЦК, то поставщик предоставляет ОИК, необходимую сопроводительную информацию (ч. 2 ст. 37), а также расчетные данные сложившейся цены (ч. 9 ст. 37).

Как отказаться от заключения госконтракта

Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:

Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).

Шаг 2. В течение одного дня разместить протокол отказа от заключения контракта в ЕИС. В нем должны быть отмечены время и дата составления, адрес и реквизиты победителя, а также основания для отказа (ч. 11 ст. 31 44-ФЗ).

Шаг 3. После подписания протокола всеми членами комиссии и размещении его на ЕИС, организация в течение двух дней должна отправить один экземпляр документа исполнителю.

Шаг 4. Для завершения процедуры учреждение-заказчик производит возврат поставщику перечисленного контрактного обеспечения. Срок — 5 рабочих дней.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Источник: https://goskontract.ru/kontrakt/kak-otkazatsya-ot-zaklyucheniya-kontrakta

Отказ от подписания контракта по 44 ФЗ Способы Последствия

Как заказчику отказаться от заключения контракта по 44 фз

НАПРАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ В ФАС ОБ ВАШЕЙ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ, ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ ЗАКАЗЧИКА, А НЕ ЕГО ПРАВО. НЕ ИСПОЛНИВ ЭТУ ОБЯЗАННОСТЬ ОН БУДЕТ НАКАЗАН, ОШТРАФОВАН ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ КОДЕКСУ РФ.

Бывают в жизни участников закупки ситуации, когда возникает желание отказаться от заключения контракта по 44-ФЗ

В основном такое желание возникает в следующих случаях.

  1. В момент заключения контракта, участник закупки вдруг обнаруживает в аукционной документации требования, которые он не сможет выполнить, или эти требования делают контракт невыгодным.

В основе этой ситуации лежит невнимательность участника закупки на стадии изучения технического задания, контракта или извещения.

Часто причинами возникновения желания не заключать контракт, являются технические ошибки, при расчёте рентабельности и минимальной цены, до которой можно снизится на аукционе.

Иногда причиной является ошибки технических сотрудников в процессе торгов.

  1. Иногда возникает ситуация, когда цены на товары или материалы резко и непрогнозируемо, растут, в результате изменения курса доллара или экономической ситуации, что ведет к нерентабельности исполнения контракта.

    Бывают ситуации, когда на этапе заключения контракта, в приложениях к контракту, заказчик выдвигает дополнительные требования, пожелания, что с большой долей вероятности ведет к непредсказуемым и многолетним арбитражным тяжбам.

    Как вариант, ситуация, когда в приложениях к контракту, заказчик опускает какую-либо критически важную часть технического задания, что ведет к неоднозначности и размытости критериев добросовестного исполнения контрактов.

    Азарт участника Госзакупки, в процессе самих торгов, Выигрыш нескольких аукционов, при финансовых и технических возможностях, исполнить меньше выигранного.

    Иногда начинающие участники подают заявки в тренировочных целях и внезапно выигрывают аукцион, так как на таких условиях больше не нашлось желающих участвовать в закупке. Бывают случаи, когда заказчик недвусмысленно даёт понять, что не желает видеть вас поставщиком, и благоприятного завершения и закрытия контракта не будет. Возникновение сложностей с производством товара у единственного производителя, типа пожара, банкротства и так далее.

В такой ситуации у участника закупки имеются четыре варианта поведения.

  • Первый вариант, это просто отказаться от подписания контракта, оказаться в реестре РНП, на два года, потеряв при этом обеспечение контракта. Вариант честный и справедливый, потому что вы своим поведением доставляете заказчику большое количество сложностей и проблем.
  • Второй, это заключить контракт, и затем расторгнуть его по соглашению сторон. Вариант, возможен в ситуации чётких, предварительных договорённостей с заказчиком, вариант сопряжён с возможными проверками заказчика, в обоснованности расторжения контракта. Риск в этой ситуации берет на себя заказчик.

Иногда заказчики идут на это, видя невозможность исполнения контракта, по не зависящим от поставщика обстоятельствам.

В случае если заказчик, аффилирован с другим участником закупки и горит желанием вас наказать, такой вариант скорее всего «соскочить» не пройдёт.

  • Третий вариант работает в случае, если срок предусмотренный законом о контрактной системе, еще не окончился.

В этой ситуации участник закупки может пожаловаться на себя в уфас, обосновав то, что он не соответствует требованиям заказчика, и заявка была допущена с нарушением закона.

А) Заказчик в результате вашей жалобы попадает под внеплановую проверку, и рискует получит штраф. Заказчик должен готовить документы, с разъяснением ситуации, ответ на жалобу, участвовать в комиссии УФАС, по рассмотрению жалобы.

Даже если УФАС, не найдет нарушений в вашем допуске, при проверке закупки УФАС может найти другие нарушения, в документации и заказчик может пострадать

Б) Вы должны понимать, что как бы ни сложилась ситуация с жалобой в УФАС, отношения с заказчиком вы испортите.

Поход в УФАС, подготовка документов к защите своей позиции, не является любимым занятием заказчика.

В случае отмены результатов аукциона, проблем у заказчика будет ещё больше.

В) УФАС может признать вашу жалобу необоснованной, в иных случаях даже при серьезных аргументах в неправомерном допуске в целях воспитания участников закупки. В этой ситуации вам придётся заключать контракт с заказчиком, который к вам мягко говоря не расположен. При этом исполнение контракта будет сопряжено с определёнными трудностями.

При этом велика вероятность потерять обеспечения контракта, попасть в РНП, и долгое время отбивать свои обоснованные затраты через арбитраж

Четвертый вариант, это не подписывать контракт, обосновав это технической невозможность подписать контракт в регламентированные сроки, с доказательством вашей добросовестности и наличием желания подписать и исполнить контракт.

Заказчик при этом подписывает контракт с участником, занявшим второе место, а вам придётся доказывать свою добросовестность и наличие непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы. В этом случае необходимо заручиться, серьезными обоснованиями ваших доводов, и юридически грамотно сформулировать обстоятельства, с учетом практики конкретного УФАС.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК РЕШИЛ ВКЛЮЧИТЬ ВАС В РНП.

Причин такой ситуации, и вариантов развития событий может быть несколько.

ВЫ, НЕ ИМЕЯ НАМЕРЕНИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ КОНТРАКТ ПОБЕДИЛИ В АУКЦИОНЕ.

Такое могло произойти в двух случаях:

  1. На электронный аукцион, заявки были поданы несколькими участниками, но ни один из них не подавал предложений по цене. В такой ситуации, заказчик, после проверки вторых частей заявок, должен заключить контракт, с участником, который первым прислал заявку, и заявка которого признана соответствующей всем требованиям аукционной документации.

Чтобы избежать такой ситуации, обязательно отзывайте заявки, в случае если передумали участвовать.

Обязательно отслеживайте происходящее с аукционом, если заявку не отозвали. Тревожным звоночком является, то что Вам не вернули на счёт обеспечение с электронной площадки.

  1. В случае, когда вы оказались единственным, кто подал заявку. Не смотря на то что Вы не подавали ценовых предложений, вы автоматически становитесь победителем, и будете обязаны заключить контракт.
  2. В ситуации, когда вы оказались 2-м номером на аукционе, а победитель не стал заключать контракт, в этой ситуации вы имеете право отказаться от заключения контракта. В случае запроса котировок у Вас такой возможности нет, будучи вторым номером, в запросе котировок вы должны заключить контракт, в случае отказа первого номера.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА.

  1. После победы в аукционе вы не успеваете с подготовкой обеспечения контракта.

Пишите заказчику протокол разногласий, ссылаясь на какое-либо формальное основание.

Созвонитесь с заказчиком и честно, объясните ему причины возникновения протокола, и своём желании заключить контракт.

  1. После того как заказчик разместил проект контракта на площадке, и вы не подписали его в регламентированный срок, заказчик связался с Вами и сообщил Вам об этом.
  2. Это может быть косвенным подтверждением в том, что заказчик заинтересован заключить с Вами контракт, и Вас есть шанс решить эту ситуацию. Попросите заказчика, чтобы он заново открыл контракт для подписания участником. У него есть такая возможность, вместе с тем он не обязан этого делать и пойдя вам на встречу он наживает сильную головную боль.

Способы заказчика перевывесить контракт

2.1 Заказчик, может сослаться на какое-либо уточнение или мелкую техническую ошибку.

2.2 Заказчик может от своего имени вывесить протокол разногласий и снова разместить проект контракта на площадке.

  1. После того как Вы, в регламентированный срок не подписали контракт, заказчик передал о Вас сведения в УФАС, на предмет отправки в РНП. В этой ситуации Вам придется объяснять Вашу позицию в УФАС. Будьте готовы юридически грамотно доказать свою правоту.
  2. Самыми распространёнными проблемами при заключении контракта, являются ошибки, связанные с предоставлением обеспечения исполнения контракта.

Недоплата в случае демпинга, снижения более 25%, нарушение требований заказчика к оформлению банковской гарантии, сроку её действия и. так далее.

Эти ошибки являются основанием для отказа заказчика от заключения с вами контракта и информированию УФАС, на предмет включения в РНП.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТА.

  1. После снижения в торгах свыше 25%, была прикреплена платёжка, с обеспечением, указанным в информационной карте закупки.

В законе о контрактной системе, в рамках обеспечения антидемпинговых мер, вам было необходимо перечислить в полтора раза больше указанного, или прикрепить документы подтверждающие Вашу добросовестность.

  1. Предоставленные Вами документы о добросовестности в соответствии с антидемпинговым мероприятиями, по каким-то причинам не устроили заказчика.
  2. Перечислили меньшую сумму, в связи с технической ошибкой.
  3. Ошибки в предоставленной банковской гарантии, ошибки с формой, сроками, суммой и другими требованиями закона о контрактной системе.

В Москве, отклонение из-за несоответствия банковской гарантии, каким-либо требованиям, стало последним трендом в развития борьбы с неугодными подрядчиками.

  1. Не успели вовремя оформить БГ. (Нужно всегда иметь актуальную информацию от банков, о своём лимите гарантий)

ОБ УЧАСТНИКЕ, ЗАНЯВШЕМ ВТОРОЕ МЕСТО.

Внимание: с 1 июля 2019 г. вступили изменения в 44 ФЗ, несколько меняющие нижеизложенный порядок заключения контракта со вторым участником!

В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель электронного аукциона, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе предложить заключение контракта, участнику этого аукциона, который предложил цену, такую же как победитель аукциона, или его предложение по цене, следует после условий, предложенных уклонившимся победителем.

В случае если второй участник, соглашается заключить контракт, он признаётся победителем.

Согласно части 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, участник, признанный победителем, согласно части 14 статьи 70 44-ФЗ имеет право подписать контракт или отказаться от заключения контракта

Законодательство даёт право участнику, который является вторым после победителя отказаться от заключения контракта, даже в том случае, если он дал согласие и признан победителем аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупки, которые уклонились от заключения контракта или исполнителях, поставщиках, подрядчиках, с которыми расторгнут контракт, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, или по решению суда.

Таким образом, учитывая взаимосвязанные положения части 15 статьи 70 и статьи 104 Закона о контрактной системе, участник, предложению или заявке которого, присвоен 2-й номер, не подлежит включению в РНП, по основанию отказ или уклонение от заключения контракта, так как такой случай не указан в перечне оснований для направления в УФАС информации о включении участника закупки которому присвоен второй номер в реестр недобросовестных поставщиков.

Эта позиция подтверждена судебной практикой и письмом Минэкономразвития РФ за № Д28и-1968 от 10 июля 2015 г.

Источник: https://44fzrf.ru/otkaz-ot-podpisaniya-kontrakta-po-44-fz/

Причины и последствия отказа от подписания контракта

Как заказчику отказаться от заключения контракта по 44 фз

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком может быть инициирован в любой момент времени до непосредственного подписания.

После подписания предусмотрен иной порядок действий, законодательно утвержденный в форме процедуры расторжения уже заключенного контракта.

Хотя и в первом, и во втором случае инициатива заказчика должна быть ясно обоснована в рамках действующих норм и правил.

Для процедуры отказа таковые указаны в статье 31 Федерального закона номер 44-ФЗ.

Заказчик имеет право отказаться от контракта в рамках закона, если:

  • поставщик предоставил заведомо ложные или недостоверные данные в заявке на участие в торговой процедуре, тем самым нарушив основные требования определенные закупочной документацией. Бывает, что заказчик недостаточно внимательно изучил приложенные к заявке участника документы и проглядел нарушения, допустив такого поставщика к торгам. Отказ от заключения контракта в этом случае является полностью обоснованным. К этому же пункту относится выявление факта нахождения участника в списке недобросовестных поставщиков, который, тем не менее, нашел способ подать заявку на процедуру;
  • участник не соответствует дополнительным требованиям, указанным в документации. Такое случается довольно часто из-за документального декларирования участниками своего соответствия указанным требованиям контракта, которое на поверку оказываются недостоверным. Выясняется это, как правило, уже после проведения торгов, в ходе которых заказчик физически не мог удостовериться во всех пунктах соответствия;
  • участник не внес сумму гарантийного обеспечение контракта в установленные сроки. В результате заказчик не просто может отказаться от сотрудничества с таким лицом, но и обязан это сделать по действующему закону.

Дополнительные условия, возникающие в качестве основания для законного отказа от подписания контракта, связанны с закупками лекарственных препаратов:

  • предельная отпускная цена препаратов не была зарегистрирована;
  • предложенная участником цена выше указанной отпускной цены в реестре, однако поставщик отказывается от ее снижения. В этом случае факт уклонения связан с действиями самого поставщика, поэтому он будет нести положенную по закону ответственность.

Если отказ от контракта инициирован в связи с другими причинами, тогда заказчик признается лицом, уклоняющимся от исполнения своих обязательств.

Сюда же входят следующие пункты:

  1. Неразмещение проекта контракта в ЕИС, для того чтобы победитель процедуры мог его подписать.
  2. Публикация указанного документа без подписи заказчика.

Инструкция для заказчика

Для законного отказа от контракта заказчику требуется следовать правильному алгоритму действий, этапы и сроки которого указаны далее:

  1. После принятия решения об отказе в течение одного рабочего дня составить протокол отказа и внести в него информацию о победителе, время и дату, а также одну или несколько причин, указанных в перечне законных оснований со ссылками на подтверждающие документы. Данный протокол затем размещается в ЕИС, и это является обязательным требованием.
  2. В течение 2 рабочих дней с момента публикации в ЕИС копия протокола с подтверждающими документами должна быть направлена победителю процедуры.
  3. Сумма внесенного гарантийного обеспечения должна быть возвращена победителю не ранее чем через 5 рабочих дней с момента направления протокола в ЕИС.

Далее заказчик может законно заключить контракт со следующим в списке участником торговой процедуры.

В случае признания поставщика уклонистом с него может быть истребована сумма компенсации убытков в судебном порядке, если таковые превышают сумму вносимого обеспечения.

Протокол отказа от заключения контрактаПример уведомления об отказе от заключения контрактаРешение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта

Последствия для заказчика

Ответственность несет заказчик, который отказался от контракта без обоснованной на то причины.

В таком случае действия организатора закупки могут быть обжалованы победившим поставщиком, который может направить соответствующее заявление в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС) или инициировать судебное разбирательство.

Для подачи жалобы необходимо составить ее в письменной форме с приложением ссылки на закупочную процедуру в ЕИС и перечнем претензий к заказчику. Если есть протокол отказа от заключения контракта по 44-ФЗ, следует приложить и его.

Указанное заявление составляется в срок, укладывающийся в установленный законом временной диапазон для заключения контракта.

Штрафы за незаконный отказ от контракта для заказчиков, согласно КоАП РФ составляют:

  • 50000 рублей для должностных лиц;
  • 200000 рублей для юридических лиц.

Со стороны поставщика

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ поставщиком является не столь однозначным и требует определенных усилий со стороны победителя для обоснования своего решения.

Поставщик может отказаться от участия в процедуре без каких либо последствий, если:

  • заявка заняла второе место по ходу проведения процедуры в формате конкурса или аукциона;
  • заявка заняла третье и последующие места в процедуре формата запросов котировок и предложений.

Эти случае подразумевают, что поставщик сам решает, заключать ли контракт с заказчиком, если, к примеру, предыдущие участники по каким-либо причинам не смогли этого сделать и организатор процедуры направляет соответствующее предложение подателю следующей завки.

Если же поставщик уже признан победителем, то обоснованием для отказа от контракта могут служить следующие причины:

  • обнаружение условий, которые поставщик не может выполнить ввиду невыгодности оных или нехватки материальных и квалификационных ресурсов;
  • возникновение рыночной ситуации с резким повышением или понижением уровня цен, связанных с предметом контракта либо условиями его реализации, к примеру, подорожание ГСМ, экологических или таможенных расходов;
  • форс-мажорные обстоятельства, возникающие до момента заключения контракта. Например, стихийные бедствия, выход производственного оборудования из строя и другие ситуации, не зависящие от добропорядочности поставщика.

При этом действия поставщика, которые явно понимаются как уклонение от заключения контракта, следующие:

  1. Отказ от внесения суммы гарантийного обеспечения контракта в указанные сроки.
  2. Непредставление требующихся документов организатору процедуры в качестве подтверждения обоснований, изложенных выше.
  3. Полученный проект контракта, с подписью или без нее, не был отправлен заказчику в установленные сроки.

В этих случаях организатором торгов составляется протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, заключаемого по 44-ФЗ. Сам поставщик при этом может понести определенные последствия.

Инструкция для поставщика

В зависимости от причин действия поставщика могут несколько различаться, однако общий их алгоритм схож. Необходимо уведомить заказчика о намерении отказа от контракта в установленные сроки:

  • в случае возникновение обстоятельств непреодолимой силы заказчик уведомляется письмом, составленным в произвольной форме в течение 1 рабочего дня. Текст письма должен содержать ссылку на закупочную процедуру и приложенные документальные подтверждения упоминаемых обстоятельств;
  • если поставщик отказывается от подписания контракта на основании обнаружения неприемлемых условий, составляется протокол разногласий, который направляется заказчику до истечения предельных сроков инициации сотрудничества. При этом заказчик может изменить условия контракта или отказаться от сотрудничества со своей стороны;
  • иногда заказчик и поставщик договариваются об отказе заранее, но предпочитают заключить контракт по закону, чтобы сразу же его расторгнуть на обоюдных условиях. В этом случае необходимо связаться с заказчиком для обсуждения ситуации.

В любом случае правильными действиями поставщика будет активная связь с организатором процедуры. Если отказ выражен в форме бездействия, это наверняка приведет к негативным последствиям.

Последствия для поставщика

Основное последствие для участника — попадание в список недобросовестных поставщиков.

Передача информации в РНП не зависит от воли организатора процедуры, поскольку он обязан предоставлять данные в ФАС вне зависимости от своей лояльности победителю (в том случае, если поставщик нарушил сроки предоставления обеспечения, документов или контракта).

Чтобы не попасть в реестр, поставщику необходимо доказать, что отказ от контракта не был связан с его недобросовестностью, а зависел от обстоятельств, не поддающихся контролю. Обоснования направляются организатору торгов, который после их рассмотрения может отказаться от контракта со своей стороны.

Если же заказчик уже передал сведенья в ФАС, а поставщик попал в список РПН, то возможно обжалование решения контрольного органа путем подачи заявления в суд.

В этом случае также потребуется документально подтвердить добропорядочность и факт наличия непреодолимых обстоятельств.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/prichiny-i-posledstvija-otkaza-ot-podpisanija-kontrakta

Отказ от заключения контракта заказчиком по 44-ФЗ

Как заказчику отказаться от заключения контракта по 44 фз

Бывает так, что уже после подведения итогов закупки, например электронного аукциона, у заказчика возникают непредвиденные обстоятельства, и он принимает решение не подписывать контракт. Однако сделать он это может только в определенных Федеральным законом № 44 случаях, иначе такие действия будут считаться противоправными и могут быть оспорены в соответствующих инстанциях.

В каких ситуациях заказчик вправе отказаться от заключения контракта

Случаи, в которых заказчик имеет право на отказ от подписания контакта, четко определены 44-ФЗ. Их несколько: 

  • Предоставление победителем заведомо ложной информации или несоответствие основным требованиям, определенным документацией (часть 9,10 статьи 31). Бывает так, что на этапе рассмотрения заявок у заказчика не хватает времени на то, чтобы проверить все документы и сведения, предоставленные участником. Если какие-то несоответствия выявляются уже после определения победителя, это является поводом для неподписания контракта. Так, например, может «всплыть» наличие задолженности по налогам, осуществление процедуры банкротства и другие моменты.

    На основании этих же статей заказчик вправе отказаться заключать контракт с победителем, если данные о нем содержатся в реестре недобросовестных поставщиков, (требование об отсутствии должно быть установлено документацией).

  • Несоответствие участника дополнительным требованиям, установленным документацией. Помимо основных требований к участнику, документацией могут быть установлены еще и дополнительные – их перечень четко не определен 44-ФЗ и регламентируется дополнительным правовыми актами (Постановления Правительства и так далее). Выявления несоответствия им также является для заказчика причиной отказаться от контракта.
  • Непредоставление победителем обеспечения исполнения контракта. В этом случае заказчик не просто имеет право, он обязан отказаться от контракта с данным поставщиком.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

В случае, если по результатам аукциона, конкурса или другой процедуры победителем признан единственный участник, заказчик также обязан подписать с ним контракт – отказ может быть только по перечисленным выше причинам.

Порядок отказа от заключения контракта

Если у заказчика есть весомые основания для отказа от подписания контракта, он обязан действовать в порядке, установленном частью 11 статьи 31 44-ФЗ, за исключением случая, когда победителем не предоставлено обеспечение. В такой ситуации он автоматически признается уклонившимся. В остальных заказчик обязан действовать по следующему алгоритму.

  1. При выявлении причин, препятствующих подписанию контракта, заказчик обязан, первую очередь, разместить в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru протокол об отказе заключения контракта – на это отводится один рабочий день. В нем должны быть указаны дата и время составления, реквизиты исполнителя и основание – причины по которым заказчик отказывается заключать контракт. Необоснованный отказ является противозаконным и его всегда можно оспорить.

    К протоколу также могут прилагаться документы, подтверждающие основания для отказа.

  2. Далее заказчик должен направить один из экземпляров победителю – для ознакомления – на это дается два рабочих дня, отсчет начинается с момента подписания.
  3. После того, как документ составлен, опубликован и направлен заинтересованной стороне, заказчик обязан вернуть победителю обеспечение заявки. Закон отводит на это не так много времени – 5 рабочих дней.

Обжалование отказа в контролирующих органах

Если победитель считает, что заказчик отказался подписывать контракт без веских причин или допустил нарушения при реализации процедуры (в частности, не вернул в срок обеспечение исполнения заявки), он вправе обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Делать это нужно до истечения срока подписания контракта – в противном случае обжаловать действия заказчика можно будет только в судебном порядке.

Жалоба должна быть подана в письменной форме и содержать всю необходимую информацию. В частности, на основании чего победитель считает действия заказчика необоснованными. Не лишним будет приложить соответствующие документы. Как правило, это копия протокола отказа от заключения контракта, составленная с нарушениями.

Таким образом, заказчик, в соответствии с нормами 44-ФЗ, действительно имеет право отказаться от заключения контракта с победителем, но только в установленных законом случаях.

Кроме того, отказ всегда должен быть мотивированным, с четким указанием причин.

В случае, если победитель считает отказ необоснованным, важно четко и решительно отстаивать свои права в соответствующих инстанциях – заказчик тоже бывает не прав!

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/166-otkaz-ot-zaklyucheniya-kontrakta-zakazchikom-po-44-fz

Обо всем легальном
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: